5. Различает и называет громкость звучания музыки и её настроение;
6. Проявляет музыкальное творчество.
Критерии и оценки выражены в баллах:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Низкий уровень
(от 6 до 9 баллов) – ребёнок не воспринимает классическую музыку, слабо проявляется эмоциональный отклик на музыку. Ребёнку сложно представить музыкальный образ. Не всегда дослушивает музыку до конца. Ребёнок не различает жанры классической музыки. При слушании музыки не внимателен. Для ребёнка сложно подобрать слова для описания настроения музыки. Не проявляет музыкальное творчество.
Средний уровень
(от 10 до 14) – ребёнок воспринимает классическую музыку, но не всегда проявляет эмоциональный отклик на неё. Различает жанры классической музыки, но не всегда может их охарактеризовать. Дослушивает произведение до конца. Редко допускает ошибки в определении громкости звучания музыки. Подбирает правильные слова в определении настроения музыки. Старается проявлять музыкальное творчество.
Высокий уровень
(от 15 до 18) – ребёнок хорошо воспринимает классическую музыку. Различает жанры классической музыки (вальс, марш). Представляет музыкальный образ, его действия. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания. Различает и называет: громкость звучания музыки (громко, тихо, постепенно усиливая, постепенно затихая) и её настроение (веселое, печальное и т.д.). Понимает суть музыкального произведения, представляет развитие сюжета и музыкальных образов. Проявляет музыкальное творчество и музыкальный вкус.
Полученные результаты переведены в проценты.
Анализ полученных в ходе наблюдений данных позволил выделить следующие показатели музыкального восприятия детей. Выявлено, что большее количество детей воспринимают классическую музыку, проявляют эмоциональный отклик. Однако, как и в экспериментальной, так и в контрольной группах не все дети способны внимательно до конца прослушать музыку. Наибольшие трудности возникали у детей при определении жанра классической музыки. Многие дети не могли точно охарактеризовать марш, вальс. Также трудности присутствовали при определении настроения музыки. В основном они использовали такие простые слова как: весёлая, грустная, радостная, печальная. Такие слова как: улыбающаяся, плачущая, мечтательная, беспокойная звучали очень редко. Дети с высокими показателями могли под музыку представлять развитие сюжета, а затем активно рассказывать его другим.
Видя из диаграмм, в экспериментальной группе детей с низким показателем (18%) больше, чем в контрольной (9%). В экспериментальной группе детей со средним показателем 73%, в контрольной 64%. Высокий уровень в контрольной группе (27%) значительно превышает высокий уровень в экспериментальной группе (9%).
Таким образом, уровень развития музыкального восприятия в двух группах представляется недостаточным. Дошкольники не в полной мере могут охарактеризовать настроение музыки, слабо проявляют своё воображение, творчество. Не совсем внимательны при слушании произведений.
Результаты констатирующего этапа показали необходимость дальнейшей работы по формированию у дошкольников музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Другое о образовании:
Как можно эффективно помочь детям с дислексией
Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элеме ...
Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в
современной психолого-педагогической литературе
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не ...
Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной
школы для детей с нарушением слуха
Математике в структуре начального специального обучения отводится важная роль как учебному предмету, не только формирующему представления, но и создающему условия для развития логического мышления и практической реализации знаний в повседневной жизни. В личностно-ориентированном обучении математике ...