С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ №98 мною было проведено исследование.
Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная (которая занималась по программе детского сада) – 11детей; 2 группа – экспериментальная (с которой проводилась формирующая работа) – 11 детей. Всего в исследовании приняли участие 22 ребенка.
В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
· Выявить уровень музыкального восприятия у детей в двух группах при слушании классической музыки;
· Формировать музыкальное мышление, память, воображение, осмысленное восприятие музыки в экспериментальной группе.
· Наблюдение, сравнение и анализ данных в двух группах.
Опытно-экспериментальная работа была составлена из трех этапов:
1. констатирующий этап
2. формирующий этап
3. контрольный этап.
Были использованы методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ результатов исследования.
На первом констатирующем этапе педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группе я предлагала детям выполнять определённые задания (слушали классическую музыку, отвечали на вопросы и т.д.), в результате которых был выявлен уровень музыкального восприятия у детей в двух группах.
На начальном этапе я определяла внимание детей к различным интонациям музыки. Определяла, умеют ли дети различать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, гармонизацию. Умеют ли дети передавать эмоциональную окраску музыки путём выразительных средств исполнения: грустную, лирическую – ласково, напевно, в умеренном темпе; весёлую, задорную – лёгким звуком, в оживлённом темпе. Для этого детям было предложено послушать пьесу Петра Ильича Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома» (см. Приложение 3).
Дети должны были внимательно прислушаться к музыке и понять, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке. А также должны были определить, что эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая. После чего проводился сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.
В дальнейшем, на протяжении констатирующего этапа детям было предложено прослушать «Вальс» П.И. Чайковского из «Детского альбома», а также вальс И. Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». (см. Приложение 4) В ходе эксперимента определяла могут ли дети определить вальс по характеру: быстрый и медленный, торжественный и шутливый, праздничный и волшебный. Также выявляла способность детей подбирать различные слова к вальсу, умение детей слушая музыку что-либо представлять.
Также дети прослушивали «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского и «Солдатский марш» Р. Шумана. (см. Приложение 5) После прослушивания дети должны были назвать особенности такого музыкального жанра, как марш. А также должны были определить отличия этих двух маршей. Дети отвечали, что в «Солдатском марше» музыка чёткая, громкая, бодрая, под неё можно маршировать, а в марше П.И. Чайковского музыка звучит тихо.
Качественная и количественная обработка результатов эксперимента проводилась в соответствии с критериями сформированности музыкального восприятия. Критерии и показатели сформированности музыкального восприятия представлены в таблице (см. Приложение 6).
Материалом для анализа послужили следующие показатели музыкального восприятия:
1. Воспринимает классическую музыку;
2. Проявляет эмоциональный отклик на музыку;
3. Различает жанры классической музыки;
4. Дослушивает произведение внимательно до окончания звучания;
Другое о образовании:
Система комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного
возраста этических представлений
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования: 1. Определить основные направления работы по формированию этических представлений у дошкольников. 2. Разработать и апробировать систему работы по формированию этических представлений у детей ...
Методы и
приемы работы по
развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного
учреждения
На формирующем этапе, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию музыкального восприятия. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, была организована музыкальная ...
Реализация аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Возьмем за основу введенные в пункте 1.3. аксиомы евклидовой геометрии и сравним с ними аксиомы, вводимые А. В. Погореловым, обращая внимание на порядок их введения. А. В. Погорелов начинает учебник со свойств принадлежности точек и прямых, аксиома 11 (хотя здесь А. В. Погорелов не называет это акс ...