«Соблюдение норм и принципов, регулирующих взаимоотношения людей и их социальное поведение, является непременным условием жизни в человеческом обществе. А их усвоение подрастающим поколением было предметом заботы во всех известных нам культурах».
И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа.
«Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных» .
По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович, А.В. Запорожец; Я.З. Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирования у них этических представлений обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким).
Одной из задач нравственного воспитания является формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Мы остановимся на формировании у детей этических представлений.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четкое представление о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
Решение этой ответственной задачи требует от воспитателя и родителей положительных качеств, проявляющихся в сферах деятельности. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя
Именно поэтому уже с детства следует формировать у детей этические нормы поведения. Перед педагогом стоит сложная задача – работа по формированию этических представлений должна осуществляться не только с детьми, но и с их родителями. Формирование этических представлений – это только первая ступень на пути нравственного развития личности.
Важность этического воспитания личности отмечается в философии (Аристотель, НА. Бердяев, B.C. Библер, И. А, Бирич, Б.С Гершунский, И.В, Данильчева, И. А. Ильин, Огородников Ю.А., Пищулин, Платон, В. С. Соловьев, Э. Фромм. C.JL Франк и другие).
Огромная заслуга в раскрытии вопроса этического воспитания принадлежит педагогам-классикам: ЯЛ. Коменскому, П.Ф. Лесгафту, Дж. Локку, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, ВА. Сухомлинскому, Л.Н. Толстому, К.Д. Ушинскому и другим. Педагоги-новаторы, такие как, Ш.А. Амонашвили, Г.З. Апресян, О.С. Богданова, ВА, Караковский, Т.М. Кириленко, Л.И. Новикова, A.M. Новиков, А.И. Савостьянов, Н.Л. Селиванова, СЕ. Шаталов и другие отмечали, что этическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных этических норм и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих нравственными нормами, В процессе этического воспитания формируются этические нормы, развивается способность к этическим оценкам в повседневной жизни.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Именно поэтому для исследования проблемы формирования этических представлений были взяты дети 5-6 лет.
В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования нравственности. Сегодня мир полон грубости, люди лишены обычных нравственных чувств. Представления о добре и зле, морали перевернулись в сознании людей. Очень часто можно в нашем обществе услышать такие фразы: «Деньги решают всё», «Тот сильнее – кто богаче». С экрана телевизора доноситься брань, родители позволяют детям сюжеты, в которых проблемы решаются силой и убийством. А сами родители забывают о том, что сами являются примером для подражания. А как же чувства доброты, сопереживания, взаимопомощи, дружбы. Совсем в ином смысле они преподносятся подрастающему поколению. В последнее время педагоги обращают внимание на ряд негативных проявлений дошкольников в обществе взрослых и сверстников. Для воспитания нравственной личности вообще и формирования у ребят этических представлений в частности, необходимо четко определить пути формирования этических представлений, а так же содержание работы этического воспитания.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблема формирования у детей дошкольного возраста этических представлений является актуальной.
Цель
: предложить и экспериментально обосновать содержание и примерную систему комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста этических представлений.
Объект исследования
: процесс формирования этических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
: пути формирования этических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования
: мы предполагаем, формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться более эффективно, если:
· в работе с детьми педагогом будут использоваться разнообразные пути формирования этических представлений;
· планирование работы по данной проблеме будет осуществляться в комплексе, и носить целенаправленный, систематический характер.
Задачи исследования
:
1. Изучить взятую нами проблему в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Охарактеризовать пути формирования этических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Изучить уровень сформированости у детей 5-6 лет этических представлений.
4. Теоретически обосновать и апробировать примерную систему комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста этических представлений.
Методы исследования
:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент (на разных этапах исследования), включающий:
· опрос детей, педагогов, родителей через беседу и анкетирование;
· анализ условий, созданных в детском саду для формирования этических представлений (анализ документации, методическое обеспечение);
· диагностическое обследование;
· сравнительный анализ проведенной работы и результатов исследования.
Другое о образовании:
Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специально ...
Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ
Глобальные изменения, потрясшие Россию и весь мир за прошедшие десятилетия, соответствующим образом сказались и на образовательной политике. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами перехода страны к системе рыночной экономики, а также необходимостью стать конкуре ...
Метафизические и психологические основы образования
Образование Платон тесно связывал со своими метафизическими взглядами. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лу ...