Использование наглядных средств обучения на уроках истории

Новая педагогика » Использование наглядных средств обучения на уроках истории

В Государственной программе «Образование» («Украина ХХІ века») выделена стратегия развития образования на ближайшие годы и на перспективу, обозначен курс на создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания, обеспечение возможности духовного самосовершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности нации.

Принцип обучения, отображая какой-то один исторический аспект процесса обучения, становится основой для формирования правил обучения.

Тема «Использование наглядных средств обучения на уроках истории» актуальна и требует тщательного изучения, в связи с тем, что ныне действующая программа «История Украины. Всемирная история, 5-12 класс» ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:

• сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;

• организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;

• включать дополнительные внутренние резервы и дополнительные методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;

• активизировать научную деятельность.

Достижение предусмотренных данной программой учебных результатов возможно только при условии объединения активных и интерактивных форм, методов и технологий организации познавательной деятельности учеников на уроках как отечественной, так и всемирной истории.

Наглядное обучение является одним из важнейших методических приёмов, мощным активизатором учебной деятельности, изучение которого поможет учителю достичь высоких результатов.

Поэтому объектом данного исследования является организация процесса обучения детей на уроках истории в школе.

Предметом исследования является наглядность на уроках истории.

Цель курсовой работы: изучить эффективность использования наглядных средств на уроках истории; влияние их на доступность и качество получаемых знаний учащимися.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

• Рассмотреть психологическое и дидактическое обоснование наглядности.

• Раскрыть методику работы со средствами наглядного обучения на уроках истории.

• Изучить влияние средств наглядности на работу учащихся в процессе изучения истории.

• Сделать выводы, как наглядность влияет на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса учащихся к изучению истории.

В данной работе используются следующие методы:

• Дедуктивный, когда частные положения выводятся из общих. Так из психологических трудов Маслоу А.Г. и Зимней И.А. выводится положение о влиянии наглядности на восприятие и усвоение учебного материала на уроках истории.

• Анализ, при котором общее положение делится на составные части. В данной работе все наглядности делятся на три группы, т.е. дана классификация наглядных средств обучения.

• Синтез, который заключается в проведении исследования в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое.

Приведённые в работе примеры уроков с использованием наглядностей, являются обобщением опыта методистов и педагогов, занимавшихся изучением данной темы: Ушинского К.Д., Знакова Л.В., Вагина А.А. («Методика преподавания истории в средней школе»), Коротковой М.В., Г.К. Селевко («Современные образовательные технологии») и др.

Гипотеза работы заключена в следующем - предположим, что оптимизация использование наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания истории Украины.

Научная новизна данного исследования заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий. Научная работа может быть использована в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам истории Украины в средней образовательной школе.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В главе I основной опорой являются труды выдающихся педагогических деятелей Я.А. Каменского и К.Д. Ушинского, которые первыми начали осознавать сущность наглядности обучения и разрабатывать методы работы со средствами наглядности.

Глава II полностью посвящается раскрытию приёмов работы со средствами наглядного обучения: работа с мелом и доской; использование таблиц и схем; работа с картинами; использование картографического материала; применение макетов.

Источниками к этой главе послужили: пособие по методике М.В. Коротковой, книга «Методика преподавания истории в средней школе» автор A.A. Вагин; Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» и др.

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Начиная с ранней стадии сознания и до высшей, понятия и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются конкретными фактами и образами.

Применяя наглядность, активизируется исходная ступень познания. Поэтому нужно рассмотреть влияние наглядности на познание.

Другое о образовании:

Задачи педагога в образовательной деятельности
Все преподаватели средних учебных заведений решают одновременно три главные задачи: обеспечить эффективное усвоение большого объема знаний; сформировать основы целостного системного мышления; способствовать умственному развитию учеников. Психолого-педагогические исследование свидетельствуют о том, ...

Комментарии к исследованию и анализ результатов
Исследование проводилось с целью анализа примеров медиа-проектов – как в них ставится и ставится ли вообще образовательная задача. Проведенное исследование позволило описать перечень рекомендаций по введению образовательных эффектов в рамках этих проектов. При анализе медиа-проектов было обнаружено ...

Методика работы с наглядностями на уроках истории
Рассмотрим некоторые из видов средств наглядных пособий, предусмотренных выше изложенной классификацией. Знаток мелового рисунка B.C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В э ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru