Формирование ценностных ориентаций сельских школьников

Новая педагогика » Формирование ценностных ориентаций сельских школьников

Страница 2

Исследования подводят к выводу, что выпускников сельских школ не привлекают ценности сельского образа жизни. На современном этапе отмечается высокая степень миграционных настроений среди молодежи. Ценностные ориентации подрастающего поколения во многом формируются в условиях “информационного бума”, под мощным воздействием массовой культуры, чаще всего ориентирующих на низкопробные образцы жизни и поведения. Однако, результаты исследования зафиксировали значимость для молодежи потенциала сельской школы как центра социокультурной жизни на селе. Данный аспект, безусловно, требует особой проработки и актуализации в процессе организации воспитательной работы на селе.

При разработке педагогических условий организации процесса формирования ценностных ориентаций сельских школьников следует обратить внимание на труды В.Г Бочаровой, Т.С. Борисовой, М. П. Гурьяновой, в которых указывается, что традиционные черты российской ментальности аккумулировались прежде всего, в сельском образе жизни. Ценности сельского образа жизни, отражающие основные черты менталитета российских крестьян, коренятся в глубинах народной жизни: в праздниках, обычаях, обрядах, нормах поведения в труде, быту, досуге, привычках, передаваясь из поколения в поколение. Включенность сельского жителя в природную среду издавна определяла природу, землю, крестьянский труд как ценности первого порядка. Труд как ценность породил особое отношение людей к таким человеческим качествам, как ответственность, обязательность, честность, предприимчивость, смекалка, готовность помочь в труде.

Семья представляет особую ценность для сельского жителя, определяя отношение к ней как к важнейшему и непременному условию жизни, ее хозяйственному и нравственному стержню. По мнению М.М. Громыко, “семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям семья являлась “малой церковью”, призванной блюсти основы христианской жизни каждого своего члена”. Не случайно в старину разводов в России практически не было, считалось позором оставить семью и перейти в другую. Семья рассматривалась как основа правильного образа жизни человека, как одна из главных ценностей сельского бытия.

Традиционная открытость сельского социума основана на порядочности, взаимодоверии и доброте людей. Традиции уважительного отношения к старшим, заботы о стариках и детях имеют духовные основы Трудолюбие являлось благословенным. Особое значение имело первостепенное значение духовного начала в человеке над телесным.

Особый интерес в данном аспекте представляют сформулированные профессором В.Ф. Шаповаловым духовные ценности крестьянства. В их числе: ценность неустанного труда в противовес праздности; ценность прочности семьи и отрицательное отношение к разводам и абортам; ценность рода, забота о непрерывной духовной связи поколений; ценность домашнего очага; ценность мирного существования; ценность земли; ценность всего живого, природного; ценность добрых отношений между людьми, прежде всего, между родственниками, близкими, знакомыми; стремление к решению всех вопросов сообща, “всем миром”, никого не оставляя в обиде; уважение к старшим по возрасту и к людям пожилым, понимание важности их жизненного опыта.

Глобальная трансформация образа жизни в сельском социуме актуализирует необходимость сохранения традиционных российских ценностей (коллективное сознание, бережное отношение к исторической памяти предшествующих поколений, душевную щедрость, человечность, религиозность, эмоционально-чувственное отношение к жизни), что определяет значимость решения проблемы по формированию ценностных ориентаций учащихся в условиях сельского социума.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Образование в Австрии
Начиная с 1945 Вена частично восстановила свое прежнее значение центра культуры и образования. Здесь расположен крупнейший в Австрии университет (73 тыс. студентов в 1993); имеются университеты в Граце, Инсбруке, Клагенфурте и Зальцбурге и др. Построенные по немецкому образцу, эти университеты не д ...

Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
Учитель музыки Белобородова Ирина Юрьевна при разучивании песен на уроках большое внимание уделяет развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма» - головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает напод ...

Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению
Все перечисленные выше особенности познавательной сферы младшего школьника накладывают определенный отпечаток на учебную деятельность учащихся младших классов. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Активность ученика в этом процессе обуч ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru