Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам»

Новая педагогика » Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит » Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам»

Страница 2

Несколько пессимистичное и мрачное настроение «Законов» можно объяснить тем, что эллинский рабовладельческий мир приходил в упадок и Платон это ясно осознавал, а будучи приверженцем именно такого строя, это не могло его не огорчать.

Подводя небольшой итог по четырем книгам Платона, можно отметить, что именно в своей совокупности они и дают общее представление философа о сущности воспитания. Несмотря на «разность» многих мыслей и противоречивость некоторых положений Платона, можно отметить, что суть четырех трудов и вообще воспитание – это формирование разностороннего человека, который имел бы богатый внутренний мир и был бы опорой для государства.

Согласно мнению Платона, первым звеном в системе организации образования являлся руководитель народного образования. Его избирали путем тайного голосования. Человек, поступавший на должность руководителя образования, являлся первым лицом в государстве и имел большой вес. Срок занимаемой должности составлял 5 лет.

Конечно, у любого руководителя должны были быть подчиненные, которые вели бы исполнительную деятельность. Платон учитывал этот момент и понимал, что для удобного руководства нужно разделение властей, поэтому он предложил ряд сотрудников, часть которых заведовала бы гимнасиями и школами, а другая половина принимала на себя обязанности судей «над участвующими в гимнастических и мусических состязаниях». Избрание на должность помощников руководителя народного образования было обусловлено возрастом: обычно отбирались люди 30-40 лет.

Таким образом, в итоге этих выборов образуется нечто вроде комитета по народному образованию, и к нему и переходит вся полнота управления по делам воспитания и обучения.

Следует отметить, что Платон уделял большое внимание материнству, беременности и малышам, эти вопросы занимали отдельное место в его системе организации обучения и воспитания.

Говоря о беременных женщинах, он упоминал, что для их собственного здоровья и здоровья ребенка, они должны ограждать себя от нервных потрясений, физической нагрузки и добавлял, что период беременности они переживали в спокойном, доброжелательном и кротком настроении.

Что касается самих новорожденных и младенцев, то они, по мнению Платона, должны активно развиваться, ибо детское существо крайне неустойчиво и ранимо. Философ развивает идею нянь, которые бы реализовывали «принцип движение» для детей.

На первый взгляд может показаться, что Платон – сторонник изнеженного воспитания, но, будучи приверженцем спартанской модели воспитания, он предлагал готовить детей к взрослой жизни уже с ранних лет. Платон уделял большое внимание игровой деятельности, которая стимулировала желание детей овладеть какой-либо профессией. Например, те дети, которые хотят стать земледельцами, должны обрабатывать землю; дети, мечтающие стать строителями, должны учиться возводить детские постройки.

Другими словами, Платон советует учитывать индивидуальность ребенка, его личные качества и способности. По его мнению, только раскрытие реальных, существующих талантов ребенка, может сделать его полноценной личностью.

Организуя свою систему воспитания, Платон постепенно приходит к мысли о своеобразном детском саде – месте, куда приходят дети от трех до 6 лет, где за ними следят опытные няни.

Платон также приходит к мысли о всеобщем государственном обучении. Также важной деталью было то, что образование детей должно проходить в специальных помещениях, под надзором учителей. Процесс обучения и воспитания в таких заведениях, в свою очередь, должен контролироваться государством.

Большое внимание уделял Платон и учебным предметам: приветствовались физическая нагрузка, танцы, письмо, математика, литература. Однако, по мнению философа, любые книги должны проходить жесткую цезуру, прежде чем попасть в школу.

Кроме этого Платон заботился и о нравственном облике учеников. Известно его мнение о том, что до 18 лет человек не должен пить вино, а с 18 до 30 на это дается разрешение с рядом ограничений.

Таким образом, организация воспитания и обучения Платона носила очень либеральный и разносторонний характер. Он открыл связи между воспитанием и другими сферами жизни общества. Его воззрения оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли во все последующие эпохи.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Педагогические взгляды Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотел ...

О математических способностях
Выявление и развитие способностей учащихся является одним из основных назначений школы. Способности могут проявляться в самых разнообразных направлениях — к какому-нибудь виду мастерства, к литературе, к постановке физических опытов, к спорту и пр. Выявление и развитие математических способностей т ...

Основные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методы обучения художественному труду имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью младших школьников: характером технических процессов и трудовых операций; развитием политехнического мышления, технических способностей; формированием обобщающих политехнических знаний и умен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru