С изобразительной деятельностью.
Изобразительная деятельность, кроме лепки, включает ещё такие виды занятий, как рисование, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире, которые конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приёмов работы с ним.
Но все эти виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов – изображение домов, транспорта, животных и т.д
Так, если во время лепки изображают зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей, они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли умственно отсталые школьники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приёмами – умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путём последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она даётся объёмной. В аппликации умственно отсталый ребёнок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создаётся линейный контур.
Таким образом, знания, приобретённые умственно отсталыми школьниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с использованием другого материала.
С занятиями по ознакомлению детей с природой, по развитию речи и музыкальными занятиями.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.
В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естествонаучного и эстетического познания. Осуществлять его необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Очень важна взаимосвязь занятий лепкой с работой по развитию речи умственно отсталых детей. На занятиях по развитию речи и в свободное время детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения.
В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессе изображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и их фантазия. Дети стремятся по-своему передать сказочные и стихотворные образы, выразить отношение к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало.
И занятия по изобразительной деятельности, в свою очередь, способствуют развитию речи умственно отсталых детей, обогащая её образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления, предмета.
Взаимосвязь лепки с музыкой также очень много даёт детям в их эстетическом, творческом развитии. Предложение, отразить в лепке образы музыкальных произведений, как правило, вызывает положительный эмоциональный отклик.
Можно предложить детям передать ритм музыки средствами лепки. В этом им нужно помочь, предложив вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, и подумать, как это можно изобразить. Это способствует развитию воображения у умственно отсталых детей.
Таким образом, взаимосвязь занятий лепкой с другими занятиями и различными видами деятельности обогащает жизнь детей, повышает эффективность воспитательного и коррекционного процесса.
Другое о образовании:
Технология коррекции голоса
И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии: 1. Нормализация тембра. 2. Развитие природных голосовых данных детей. 3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата. 4. Воспитание навыков правильного голо ...
Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для
развития внимания
Высокая эффективность обучения достигается в том случае, если организовать это обучение в интеграции с другими видами деятельности, такими как рисование, лепка, аппликации, танцы, музыка, что способствует формированию всесторонней личности школьника. Использование песен на уроке повышает интерес к ...
Общая характеристика познавательных процессов
Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. И ...