Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования

Новая педагогика » Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования

Страница 3

Негосударственные вузы сегодня интенсивно внедряются и в послевузовское профессиональное образование, что свидетельствует об укреплении их научно-педагогического потенциала. Так, если в 1999 году лицензии на послевузовское образование (аспирантура) имели только 12 негосударственных вузов, то в 2004 году – уже 90, 11 имеют докторантуру. 12 негосударственным вузам установлен статус «университет», 13 – «академия». В 26 вузах действуют 55 диссертационных советов, из них 28 – докторские. В около 100 вузах аккредитованы ученые советы.

В современных условиях становления рыночных отношений имеются серьезные перспективы повышения престижа негосударственных вузов, создания системы негосударственных образовательных учреждений, отвечающих самым жестким требованиям и обеспечивающих условия для получения элитного образования, возложения на них значительной части задач по оказанию населению образовательных услуг, в том числе и по реализации государственного заказа в области высшего и среднего профессионального образования.

В целом негосударственные образовательные учреждения привнесли в отечественную систему образования новое «дыхание», и в первую очередь:

- создали реальную конкурентную среду, призванную обеспечить динамичное развитие системы образования за счет инициативы непосредственно образовательных учреждений, выявления скрытых резервов и внедрения новаторских идей высшей школы, а не путем административного давления;

- расширили возможности граждан в получении образования (без привлечения бюджетных средств);

- обеспечили оперативную ориентацию на реальные требования рынка труда, в том числе на переподготовку и повышение квалификации выпускников; проявляют гибкость и динамизм в подготовке нужных специалистов и поддерживают более выигрышное в сравнении с государственными вузами соотношение: цена обучения – качество образования.

Для негосударственных вузов очень острой является проблема развития собственной материальной базы. В развитии негосударственного сектора высшего образования важную роль играет финансовая устойчивость вуза, гарантирующая возможность получения качественного образования. Так сложилось, что негосударственные вузы в подавляющем большинстве функционируют за счет средств, вносимых студентами за обучение. Объем финансовых или имущественных средств, вносимых учредителем (учредителями) при создании или реорганизации негосударственного образовательного учреждения, действующим законодательством, к сожалению, не установлен. При отзыве лицензии вуза на право ведения образовательной деятельности или лишении его государственной аккредитации (а такие случаи и соответствующие судебные процессы уже стали реальностью) наиболее слабым звеном оказывается социальная защита студентов: они практически лишаются права на образование по избранной специальности.

Сегодня для удержания позиций и сохранения своего места в системе российского образования и государственным, и негосударственным вузам требуются новые усилия, поиск иной политики, базирующейся на развитии тех принципиальных преимуществ, которыми они обладают. Возможно, негосударственные вузы, наряду с типичными мероприятиями по подъему качества обучения, должны более активно переориентироваться в направлении индивидуального обучения, подготовки специалистов немассовых профессий, сделать упор на применение уникальных методов и методик обучения.

Принципиально важными являются не только внутренние процессы, происходящие в системе государственных и негосударственных вузов, но и те внешние условия, в которых осуществляется их деятельность. Ведущим субъектом социальной политики в сфере образования в нашей стране является государство. Процессы, происходящие в образовательном пространстве высшей школы, в значительной мере определяются его действиями.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Возрастные особенности "Я-концепции"
К концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным "Я". В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить сво ...

Специфика методов изучения семьи
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организов ...

Финансовая самостоятельность дошкольного образовательного учреждения
Происходящие изменения в российской системе образования требуют адекватных изменений в организации финансовой и экономической деятельности дошкольных учреждений. Как юридическое лицо дошкольное образовательное учреждение обязано в своей деятельности руководствоваться всеми нормативными и ведомствен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru