Можно выделить всего пять различных методов сбора необходимой информации.
К ним относятся:
наблюдение;
экспериментальное наблюдение,;
эксперимент;
анализ документации;
опрос.
С их помощью собирается необходимый материал для выявления, анализа и решения поставленных проблем.
Наблюдение сбора материалов наряду с другими методами. Особенности наблюдения служит одним из методов как научного метода, подчинённого главной задаче исследования, характеризуется следующими особенностями: планируемость, упорядоченность, контролируемость.
Существует три типа наблюдений:
Обычное, или открытое наблюдение, при котором исследователь находится вне наблюдаемого коллектива.
Наблюдение участвующее изнутри для наиболее объективного описания процесса.
Включённое наблюдение, которое характеризуется тем, что наблюдатель включается сам в качестве участника в данную группу.
Наиболее распространённый способ наблюдения в социологических и социально-психологических исследованиях является: метод экспериментального наблюдения, где наблюдаемая группа создаётся искусственно и используются многообразные технические средства фиксации исследуемого поведения.
Анализ документации. Сюда входит сбор стратегической и оперативной отчётности, нормативной документации, отчётов руководителей по используемым проблемам, проведение анкетного опроса с руководителями всех уровней и специалистами предприятия. Содержащаяся в них информация в большей части носит объективный характер. Но тем не менее нельзя не учитывать и элементы субъективного характера в этих документах.
К каждому источнику сведений следует относиться критически. Это относится и к различным документам официального характера .Имеющиеся в них сведения целесообразно перепроверять, сопоставлять с другими материалами или информацией из других источников.
Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса.
Опрос бывает: индивидуальный, групповой, личный, заочный, устный, письменный.
Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.
Опрос во всех своих его видах (анкетирование, интервью, беседа и т.д) является распространённым методом сбора информации по теме исследования. Он фиксирует состояние общественного сознания в его многообразных и сложных проявлениях в связи с изучаемой проблемой. В большинстве опросов речь идёт о том ,чтобы выяснить мнение обследуемой совокупности по какому-то кругу вопросов, выяснить отношение людей к тем или иным явлениям, событиям, ценностям, раскрыть их оценки. Таким образом, опросы позволяют фиксировать состояние общественного сознания, накапливать систематическую информацию, получаемую путём опросов по одним и тем же проблемам.
В основе большинства методов лежит анкета, с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета - набор вопросов, каждый из которых логически связан с главной задачей. Содержание анкеты должно быть предельно ясным для опрашиваемого.
Анкетный опрос имеет более широкую аудиторию и в бошей степени рассчитан на применение количественных методов обработки данных.Они могут содержать и простые вопросы, и сблокированные по определённым темам. При анкетировании используются вопросы:
а) открытые и закрытые;
б) прямые и косвенные.
а) Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме, т.е. ответ ничем не регламентирован. Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов (альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист. Одним из вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой "да-нет". При использовании таких вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.
б) Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете о ." или "Ваше мнение по поводу ." и т.д. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например: "Некоторые специалисты полагают, что . А как Вы думаете?"
При разработке вопросов анкеты, определении последовательности их расположения, формулировок, формы обращения следует исходить из следующих требований:
а) Анкета должна соответствовать замыслу исследования
б) Она должна учитывать уровень культуры и психологию опрашиваемых
в) В порядке расположения вопросов следует учитывать последующий способ обработки полученных данных.
Другое о образовании:
Подготовка и проведение нетрадиционных уроков
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом использ ...
Общение ребенка дошкольного возраста с взрослыми
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьм ...
Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...