В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. По мнению, С.В. Петериной и И.А. Петровой, именно коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
Л. Дубина отмечает, что в поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников. Однако, необходимо отметить, что это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.
Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
Отметим основные психологические новообразования, на которые необходимо опираться при воспитании вежливости ребенка старшего дошкольного возраста:
Формируется схематичное цельное детское мировоззрение;
Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?»;
Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели;
Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания;
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства. Однако психологические исследования морального развития дошкольников показали, что знание моральной нормы далеко не всегда обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации. Часть детей, хорошо зная норму справедливости, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Вместе с тем большинство детей в реальной ситуации ведут себя в соответствии с нормой.
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия, по мнению Д.А. Виноградовой, должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям.
Воспитание вежливости предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Вежливость предполагает не только делать что-либо нужным образом, но самое главное, воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Е. Смирнова и В. Холмогорова, справедливо отмечают, что воспитание вежливости обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Например, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты, происходит знакомство с основными правилами вежливого общения в реальных жизненных ситуациях: например, приветствие - в телефонном разговоре, процедуру прощания, поздравление на дне рождения и т. п.
Воспитание вежливого отношения к людям осуществляется различными путями по трем этапам:
Первоначальный этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное.
На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается.
На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях.
На всех этапах работы по воспитанию вежливости огромную роль, по мнению Г. Степановой, играет оценка, которая развивает у детей чувство симпатии к людям и является связующим звеном между знаниями и поведением. Например, на первом этапе формирования привычки оценка помогает детям усвоить правила вежливости, стимулирует их выполнение. В процессе формирования привычки оценка поддерживает детей стремление быть вежливым. При закреплении привычки быть вежливым, у детей развивается способность к оценке поведения литературного героя, своих товарищей и своею собственного поведения.
Другое о образовании:
Методика использования межпредметных связей на уроках
литературного чтения с целью развития связной речи
В формирующем эксперименте приняли участие 22 ученика 4 «а» класса. Для проведения формирующего этапа эксперимента была разработана программа. Были проведены следующие интегрированные уроки: Интегрированный урок по чтению и музыке на тему: "Жизнь дана на добрые дела" Интегрированный урок ...
Возрастные особенности учащихся 6 класса
В период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) идет подростковый возраст, отрочество. В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управл ...
Сущность понятия «речевые умения»
Поскольку объектом работы является процесс развития речевых умений, в первую очередь необходимо рассмотреть и сравнить определения «речевых умений». Зимняя И.А. определяет умения как способы успешного выполнения действий, опирающихся на знания; способность человека выполнять какую-либо деятельность ...