Значительная часть исследовательских материалов, полученных практикантами, включалась в содержание лекций, обсуждалась в процессе семинарских, лабораторно-практических занятий, была отражена впоследствии в выступлениях на научных студенческих конференциях, при написании курсовых, дипломных работ, диссертаций.
Насыщение пространства педагогических практик исследовательскими заданиями, ориентированными на развитие педагогической наблюдательности и терпимости, рефлексии и эмпатии, на формирование коммуникативной культуры, диагностических, аналитических, прогностических, организационных умений создает условия для личностного выбора студентами ценностных профессиональных приоритетов.
Интеграция знаний философии, культурологии, истории психолого-педагогических дисциплин, обогащение субъективного опыта каждого студента при его включении в игровую деятельность, участие в рефлексии по поводу состоявшейся игровой ситуации - все это способствовало становлению эмоционально-ценностного отношения будущих учителей к игровым технологиям. Педагогическая практика подтвердила, что возросло число студентов, которые включали игровые ситуации, игровые технологии в свои уроки. Нам представляется особенно ценным опыт, проведения, проектирования, адаптации игровых технологий, который студенты получили в процессе педагогической практики. Отвечая на вопросы анкет, студенты пытались отрефлексировать свой игровой опыт. Среди ответов студентов были следующие: “Я убедился, что игра посильна детям с невысокой успеваемостью. Были случаи, когда ребенок с низкой успеваемостью был победителем в игре: быстрота реакции, находчивость, сообразительность здесь оказываются важнее знаний по предмету”. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это не только благотворно сказывается на результатах обучения, но и помогает повысить
Личностное отношение студентов к игровым технологиям проявилось, в частности, в повышении рейтинга игровых технологий среди других (диалоговых, задачных), в готовности будущих учителей использовать игру в своей практической деятельности. Студенты, отмечая позитивный потенциал игровых технологий, подчеркивают, что игра способствует практическому применению знаний, формированию умений, навыков, способов деятельности, расширению их личностной и профессиональной коммуникативной компетентности, становлению новых более продуктивных моделей поведения, обогащая, таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса. Среди позитивных результатов применения игровых технологий были названы также следующие: игра способствует созданию хорошего психологического климата в группе, в классе, помогает преодолению таких личностных комплексов как нерешительность, застенчивость, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. Вместе с тем, студенты достаточно осмысленно понимают те риски, которые возможны при некорректном использовании игровых технологий.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы выявил определенную позитивную динамику в развитии игровой компетентности будущих учителей.
Рис. 1. Динамика изменения уровней развития игровой компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп
Примечание: 1 – низкий (нормативно-репродуктивный), 2 – средний (ситуативно-поисковый), 3 – высокий (творческий).
Выявлено, что, несмотря на изначально невысокий уровень развития игровой компетентности студентов, наблюдается положительная динамика в ее развитии у студентов экспериментальной группы.
Так, значительно снизилось количество студентов с низким уровнем развития игровой компетентности, увеличилось число студентов со средним и высоким уровнем. В контрольной группе существенных изменений в уровнях развития игровой компетентности не было выявлено (низкий уровень — снижение на 8,7%, средний уровень - увеличение на 8,7%).
Таблица 7
Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням развития игровой компетентности
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
Низкий (репродуктивный) |
78,3% |
69,6% |
71,4% |
19% |
Средний (частично-поисковый) Ситуативно-мобильный (низкий) |
21,7% |
30,4% |
23,6% |
57,2% |
Высокий (творческий) |
- |
- |
- |
23,8% |
Другое о образовании:
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деят ...
Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...
Возрастная динамика самореализации
Самореализация личности — явление общесистемного порядка и для ее объяснения совершенно недостаточно вскрыть соответствующую систему разноуровневых детерминаторов, показывая среди прочих и уровень ригидности в качестве одного изних. Как явление общесистемного порядка, т.е. входщее в число условий, ...