Второй этап – основной (включает не только более полную, обширную, систематизированную, междисциплинарную информацию об игре, сущности, специфике игровой деятельности, теориях происхождения игры, различных игровых технологиях, о технике игры, но и первоначальный собственный опыт применения и проектирования игровых технологий). Реализация основного этапа развития игровой компетентности проходила на втором-третьем курсах факультета математики и информатики при изучении «Общей педагогики», «Возрастной психологии», «Педагогической психологии», «Социальной психологии», «Педагогической технологии и основ управления образовательными системами», "Философии и история образования”, в процессе педагогического и психологического практикума.
Таблица 4
Название психологических дисциплин |
Учебный материал, используемый при формировании игровой компетентности |
Игровая компетентность |
Возрастная психология | ||
Младенчество Раннее детство Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Старший школьный возраст Психология зрелых возрастов |
Основные отличия психики взрослого человека от психики детей различного возраста (количественные и качественные параметры и характеристики). Основные категории развития. Феномены понятий «рост» и «развития». Проблемы современной возрастной психологии. Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии (биогенетическая и социогенетическая концепции психического развития). Теория конвергенции двух факторов (В.Штерн). Отечественная теория психического развития (Л.С. Выготский). Концепция усвоения общественного опыта. Образование и развитие. Обучение и развитие. Воспитание и развитие. Госпитализм как последствия недостатка общения в младенчестве. Развитие сенсорики, движений и действий, речи младенца. Психические новообразования младенческого возраста. Кризис 1 года: внешние проявления и внутренние причины кризиса. Предметно-манипулятивная деятельность, ее роль в развитии психики ребенка. Этапы развития предметной деятельности. Начало игровой деятельности в раннем детстве. Раннее детство как сензитивный период для развития речи. Особенности познавательных процессов в раннем возрасте (восприятие, память, внимание, мышление). Предпосылки развития личности (эмоционально-потребностная сфера, самосознание, первичная самооценка). Характеристика кризиса 3-х лет (по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития в дошкольном детстве. Игра как ведущая деятельность дошкольника (структура игры, основные фазы развития игровой деятельности, роль игры в развитии дошкольника). Психологические концепции игры. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте (восприятие, память, внимание, мышление, речь). Развитие личности дошкольника (эмоциональная и мотивационная сферы, усвоение этических норм, самосознание, самооценка). Основные признаки кризиса 6-7 лет. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (два основных аспекта: интеллектуальная и мотивационная готовность). Группы риска в младшем школьном возрасте (гиперактивные, леворукие дети, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы). Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста. Процесс анатомо-физиологической перестройки как фон, на котором протекает психологический кризис. Социальная ситуация развития современного подростка. Общение подростка со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность и познавательное развитие подростка. Новообразования подросткового возраста (чувство взрослости, формирование «Я-концепции», критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу, развитие волевых качеств и др.). Акцентуации характера. Подростки «группы риска». Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника. Профессиональное самоопределение. Молодость. Кризис молодости. Стадия взрослости. Рост или спад когнитивного развития? Семья. Воспитание ребенка и родительские роли. Работа. Этапы профессионального пути. Кризис взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость. Теории старения. Причины старения. Долгожительство. |
Учет особенностей психического развития при реализации игровых технологий. Развивающая, образовательная, воспитательная функции игровых технологий. Начало игровой деятельности в раннем детстве. Развитие психических процессов в игре. Использование игры в целях предупреждения и смягчения кризиса 3-х лет. Игра как ведущая деятельность дошкольника (структура игры, основные фазы развития игровой деятельности, роль игры в развитии дошкольника). Психологические концепции игры. Роль игры в развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте (восприятие, память, внимание, мышление, речь). Возможности игры в личностном развитие дошкольника (эмоциональная и мотивационная сферы, усвоение этических норм, самосознание, самооценка). Роль игры в развитие мотивационной сферы, самосознания младшего школьника. Возможности игры в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы младшего школьника. Игровые тренинги как средство преодоления кризисов подросткового возраста. Роль дидактических игр в развитии познавательных процессов подростка. Использование игровых технологий в работе с подростками «группы риска». Профориентационные игры, их использование в профессиональной диагностике и профессиональном самоопределении. Психотерапевтические возможности игровых технологий в кризисные периоды развития личности. |
Название психологических дисциплин |
Учебный материал, используемый при формировании игровой компетентности |
Игровая компетентность |
Социальная психология | ||
Социальная психология общения и взаимодействия людей Психология социальных сообществ Социальная психология личности |
Социально-психологическое явление как результат взаимодействия в системе “человек-человек”, “человек-общность”, “общность-общность”. Основные проблемы, теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Специфика социально-психологического исследования. Уровни анализа социально-психологических явлений: философско-методологический, теоретико-содержательный, экспериментально-эмпирический. Соотношение объектов и уровней анализа в социально-психологическом исследовании. Основные направления и результаты исследований в отечественной социальной психологии. Проектирование как режим научной работы в социальной психологии и его виды. Проектирование образовательных институций, процессов, социальных сред и общностей. Типология методов, используемых в социальной психологии. Методы феноменологизации и концептуализации (выделение социально-психологических явлений и соотнесение их с имеющимися моделями и теориями). Методы исследования и диагностики (наблюдение, опрос, эксперимент, контент-анализ, моделирование, социометрия, референтометрия и др.). Методы обработки и интерпретации результатов исследования и диагностики. Методы коррекции и терапии (социально-психологический тренинг, психодрама, гештальттерапия и др.). Методы управленческой деятельности. Методы социально-психологического обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и др.). Взаимосвязь и взаимодополняемость методов социальной психологии. Роль социальной психологии как науки в жизни общества. Сферы приложения социально-психологических знаний: политическая, управленческая, производственная, педагогическая деятельности. Применение социально-психологических знаний в анализе новых социальных реальностей: предпринимательства и менеджмента, межнациональных конфликтов и др. Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению. Значение общения для развития индивида и социальных общностей. Общение и деятельность. Оптимизация совместной деятельности через воздействие на процессы общения. Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Полифункциональность общения. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое. Коммуникативная сторона общения. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения. Диалог как форма общения. Виды и техники слушания партнера по общению. Интерактивная сторона общения. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт. Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения. Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок. Психологическое заражение как способ группового воздействия. Основа заражения – бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Деятельность как основной интегрирующий фактор и главный признак социальной группы. Участие индивидов в совместной групповой деятельности как условие формирования психологической общности между ними. Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Понятие малой группы. Динамические процессы в малой группе. Феномен группового давления. Явление конформизма в группе. Групповая сплоченность. Уровни групповой сплоченности. Лидерство и руководство в малых группах. Типы лидерства. Принятие лидера группой. Стиль лидерства. Методики выявления лидеров в малой группе. Роль дискуссий в принятии группового решения. Понятие социально-психологического климата группы и пути его оптимизации. Развитие малой группы. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития. Совместная деятельность как основание развитие социальной группы. Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии. Типы личности: операционалисты, тактики, стратеги (Е.С.Кузьмин), актуализаторы и манипуляторы (Э.Шостром). Социально-психологические качества личности. Процесс социализации как процесс становления личности. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии. Трудности адаптации в условиях социального кризиса. Соотношение процессов социализации и развития личности. |
Применение психодиагностики (наблюдение, опрос, эксперимент, контент-анализ, моделирование, социометрия, референтометрия и др) на начальном этапе использования игровых технологий. Применение деловых игр в социально-психологическом обучении и развитии. Использование игровых технологий в политической, управленческой, производственной, педагогической деятельности. Возможности игровых технологий в развитии предпринимательства и менеджмента, в предупреждении межнациональных конфликтов. Игровой уровень общения, его специфические особенности и возможности использования в профессионально-педагогической деятельности. Использование ролевых игр в коррекции коммуникативного процесса, в преодолении коммуникативных барьеров. Развитие вербальных и невербальных средств общения при реализации игровых технологий. Обучение конструктивному разрешению конфликтов в процессе проигрывания ролевых ситуаций. Развитие приемов сознательного воздействия на индивида или группу (убеждение, внушение) в процессе реализации игровых технологий. Эмоциональное напряжение, психологическое заражение в игровых ситуациях. Игра как средство сплочения группы. Диагностические возможности игровых ситуаций в групповых процессах. Учет социально-психологических характеристик положения индивида в группе (статус, позиция, роль и др.) при реализации игровых технологий. Использование социально-ориентированных игр для развития групповых процессов. Учет типа и стиля лидера при распределении ролей в деловых, ролевых играх. Включение элементов дискуссий в игровые технологии. Игра как средство оптимизации психологической атмосферы группы. Игровая деятельность как средство развития социальной группы. Создание ситуаций успеха при реализации игровых технологий. Применение игровых технологий для коррекции отношений личности и группы. Учет типов личности при распределении ролей в деловых и ролевых играх. Функция социализации личности в игровой деятельности. Адаптационная функция игры. |
Название психологических дисциплин |
Учебный материал, используемый при формировании игровой компетентности |
Игровая компетентность |
Педагогическая психология | ||
Психология деятельности и личности учителя |
Социализация, взросление и профессионализация в образовательных процессах. Связь образования и психического развития человека как теоретическая проблема. Основные подходы к пониманию взаимосвязи обучения и развития в истории психологии. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Основные понятия психологии обучения. Обучение как форма передачи-освоения знаний, умений, навыков, способов деятельности. Основные психологические теории учения и обучения. Психологические основы программированного и проблемного обучения. Воспитание как процесс передачи-освоения ценностей, норм, образцов поведения и деятельности в обществе и культуре. Понимание воспитания как процесса целенаправленного формирования личности в психологии. Психологические теории воспитания человека (Л. Колберг, К. Роджерс, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и другие). Строение педагогической деятельности по составу действий: гностический, проектировочный, конструкторский. Педагогические способности и их структура. Психология личности педагога. Идеальная модель личности педагога как совокупности профессионально значимых качеств. Основные классификации личностных свойств педагога. Основные типологии личности учителя в психологии. Педагогическое творчество. Психологические вопросы становления личности педагога-профессионала. Понятие о педагогической позиции. Психология педагогического общения. Стили педагогического общения. |
Развивающие и образовательные возможности различных игровых технологий (деловых, сюжетно-ролевых, имитационных и др.). Усвоение ценностей, норм, образцов поведения в процессе игровой деятельности. Развитие педагогических способностей (коммуникативных, гностических, проектировочных, прогностических и др.) в процессе игровой деятельности. Развитие профессионально значимых качеств учителя (толерантности, эмпатии, рефлексии, ответственности и др.) при организации образовательных игр. Педагогическое творчество, его развитие при реализации игровых технологий. Демократический стиль педагогического общения – основа применения игровых технологий. |
Другое о образовании:
Природа и духовное начало русских и украинских
народных воспитательных традиций
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромну ...
О математическом творчестве
Прогресс человечества неразрывно связан с творчеством, с созданием нового, с возникновением идей, позволяющих взглянуть на, казалось бы, хорошо известные явления с неожиданных позиций. Теперь в эпоху ускоренного научно-технического прогресса особенно важно добиться того, чтобы как можно большее чис ...
Детский сад Л.К. Шлегер
Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа ...