Деятельностный подход, основы которого разработаны в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубиншейна, исследует становление и развитие различных психических процессов и функций человека с позиции категории деятельности. Рассматривая становление игровой компетентности будущих учителей, мы опирались на базисные идеи Б.Г. Ананьева о том, что все изменения, происходящие в процессе развития человека, являются результатом взаимодействия, «конвергенции» труда, познания, общения. Деятельность субъекта способствует формированию его сознания, психических процессов и свойств, «в творчестве созидается и сам творец» [167, с. 94]. Деятельностный подход давал возможность студентам осмыслить взаимосвязь содержания игры и ее конкретного вида, понять, что игровые технологии производны от профессиональной идеологии, что игровое поведение учителя детерминировано его этической позицией. Деятельностный подход способствовал переходу студента с позиции объекта на позицию субъекта в учебной и квазипрофессиональной деятельности. С позиции деятельностного подхода процесс подготовки студентов к использованию игровых технологий можно рассматривать как детерминированный различными видами активности будущего педагога: учебно-познавательной, научно-исследовательской, внеаудиторной, квазипрофессиональной.
Аксиологический подход связан с ориентацией будущего учителя на общечеловеческие, национальные, профессиональные ценности, на его готовность использовать игровые технологии как средство личностного развития ученика. Аксиологический подход предполагает психологическую и технологическую готовность учителя управлять процессом ценностной коррекции, усиливать ценностную направленность предметного материала (математики и информатики), учитывая различные приоритеты школьников разного возраста и пола. Аксиологический подход связан также с готовностью учителя провести анализ содержания игры, игровых ролей, правил, игрового поведения с этических позиций.
Культурологический подход (Сластенин В.А. и его научная школа) предполагает приобщение студентов к общечеловеческой культуре, рассмотрение динамики психологических и педагогических идей, теорий в контексте развития мировой культуры. Культурологический подход связан с развитием у каждого студента личностного отношения к различным элементам культуры. Становление игровой компетентности было связано с учетом особенностей культурной (региональной) среды в конкретном образовательном учреждении, с введением в психолого-педагогическое содержание элементов этнического, национального опыта.
Культурологический подход был связан также с использованием потенциала народной педагогики, с осознанием роли игры в различных культурах.
Развитие игровой компетентности включало формирование у студентов представлений о том, что заимствование и распространение зарубежных психологических и педагогических идей и технологий — это сложный и неоднозначный процесс. Включение в игровую отечественную культуру элементов зарубежных технологий требует взаимной адаптации как зарубежных, так и национальных систем. Нецелесообразно переносить игровые модели, чуждые российскому менталитету.
Другое о образовании:
Типы и виды образования
Современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами: - думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); - обладать творческим мышлением; - обладать богатым словарным запасом, основанным на ...
Психолого-педагогическая характеристика детского
изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук. Тво ...
Особенности
формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с
ТНР
Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них ...