Приемы прикидки и оценки результата как приемы эвристического поиска

Новая педагогика » Формирование вычислительной культуры учащихся 5-6 классов » Приемы прикидки и оценки результата как приемы эвристического поиска

Поиск решения той или иной задачи на вычисления можно осуществить несколькими способами. Первое, что приходит на ум, сразу приступить к вычислению, даже с виду громоздкого примера. Это так называемый метод проб и ошибок. Задача будет решена, но весь вопрос в том сколько времени и усилий уйдет на это? Не все, но многие задания направлены на то, чтобы заставить ребенка, прежде чем ринуться считать, все-таки, на минутку задуматься, а нельзя ли как-нибудь упростить себе задачу, заметить что-то, что позволит «отсеять» заведомо неверный результат. В этом заключается метод эвристического поиска, который позволяет сузить область поиска решения. Приемы прикидки, о которых мы говорим, как об одном из компонентов вычислительной культуры и являются своеобразными приемами эвристического поиска.

Эвристика

(др.-греч. ехсЯукщ «отыскиваю», «открываю») – наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые при открытии новых концептов, идей и взаимосвязей между объектами и совокупностями объектов, а также методики процесса обучения. Эвристические приемы (другое название эвристики) позволяют ускорить процесс решения задачи.

Термин «эвристика» понимается в различных значениях: 1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы); 2) наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность); 3) восходящий к Сократу метод обучения (так называемые сократические беседы). Есть и другие точки зрения на сущность эвристики. Предлагается понимать под эвристикой и любой совет – как искать решение задачи.

Эвристический прием позволяет ограничивать перебор вариантов решения, т.е. сокращать число вариантов, изучаемых перед тем, как выбрать окончательное решение.

Ту же направленность имеет обучение прикидке и оценке результата вычислений в школе. Таким образом, можно считать прикидку эвристическим приемом.

Казалось бы, что можно прикидывать на этой ступени обучения, изучаются одни правила вычисления – сначала с десятичными дробями, затем с обыкновенными… Но, именно, в этом возрасте появляется возможность заложить основу умения видеть «а нужно ли вычислять» или можно обойтись рассуждениями, заметить то, что сразу выведет нас к верному ответу.

Другое о образовании:

Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установления взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея взаимод ...

Развитие речи
В непосредственной связи с развитием мышления находится воспитание культуры речи. Нередко преподаватели внимательны, только к тому содержанию, которое излагает учащийся, но не очень следят за тем, как он говорит. Такой подход не может считаться оправданным. Математик не может быть безразличным не т ...

Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru