Значение преподавания математики для формирования научного мировоззрения школьников

Новая педагогика » Развитие мышления и речи на уроках математики » Значение преподавания математики для формирования научного мировоззрения школьников

Страница 2

Воспитание мировоззрения нельзя рассматривать как некоторую дополнительную задачу, не связанную с обучением собственно математике. Очевидно, что формирование мировоззрения школьников при изучении того или иного курса возможно лишь на базе прочно усвоенных ими фактических знаний. С другой стороны, работа по воспитанию мировоззрения, особенно в той ее части, где вскрывается связь математики с действительностью, практикой, способствуют осмысленному, сознательному усвоению материала. Обучение математике, не сопровождаемое такой работой, порождает один из наиболее трудно изживаемых недостатков в знаниях учащихся — формализм.

Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по воспитанию мировоззрения в преподавании математики является органическая связь воспитательных моментов с содержанием изучаемого материала.

Школьник знает, что изучаемые им предметы, а вместе с тем и науки разделяются на две группы — естественные и общественные. Первые занимаются изучением различных явлений окружающего нас мира, достаточно точно очерченными природными процессами. Так, оптика, являющаяся частью физики, изучает явления, связанные с распространением света. И какой бы метод исследования при этом не применялся, само явление есть центр всех усилий. Рассматриваем ли мы геометрическую, волновую или электромагнитную теорию света, объектом нашего изучения останется одно и тоже явление природы. Точно так же общественные науки – экономика, история, философия, организация производства – изучают определенный, строго очерченный круг явлений. И какой бы метод мы ни использовали при изучении проблем экономики, не метод, а реальная проблема остается в центре нашего внимания. В математике мы не можем указать никаких конкретных явлений природы, общества или техники, которые были бы единственным предметом ее исследования. Она изучает в школьном курсе: числа, функции и действия над ними, геометрические фигуры. К какой же группе дисциплин отнести математику? Очевидно, что она не является ни естественнонаучной, ни общественной дисциплиной. Она является математикой. Это накладывает особенности на метод математического исследования. Эксперимент может быть лишь наводящей формой изучения. Так, если мы хотим доказать теорему Пифагора, то одна экспериментальная проверка, сколь бы обширной она ни была, для этой цели недостаточна.

Часто математику называют естественнонаучной дисциплиной. Однако это ошибочное мнение и от такого взгляда следует отказаться.

Хороший преподаватель оказывает огромное влияние на умы, психику и поведение своих учеников. Они прислушиваются к его словам и стремятся, порой даже бессознательно, следовать тем принципам, которые он разделяет. Поэтому, если учащиеся на уроках математики услышат не только изложение ее формальных основ и доказательства теорем, но и кое-что об ее философских проблемах, они невольно обратят внимание и на эту сторону дела. Беседы учителя математики о методологических вопросах науки, их значении для самой этой науки и ее развития превратят их в сознании учащихся в составную часть математического знания. Одновременно ознакомление с методологией математики и ее общими философскими проблемами позволит учащимся взглянуть на предмет с более широких позиций. Учащиеся смогут определить положение математики в системе знаний, увидеть науку в развитии, движении, задуматься о движущих силах прогресса и понять необходимость все большей общности и абстрактности понятий математики и ее результатов для прогресса самой математики, расширения и углубления поля ее применений. Это поможет учащимся увидеть, что именно абстрактность математики позволяет один и тот же математический результат, одни и те же математические понятия применять к изучению самых разнообразных по своему конкретному содержанию явлений.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и система профориентационной работы в школе
Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на ...

Изоискусство, как средство коррекции и эстетического развития умственно отсталых школьников
Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства че ...

Системы высшего образования в англоязычных странах. Великобритания
Все образование в Англии и все высшее образование в Великобритании контролируется министерством образования. Северная Ирландия и Шотландия имеют отдельные департаменты образования. Местным властям оказывается финансовая помощь; существует общенациональная шкала зарплат для учителей. В университет м ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru