Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Безопасность детей и подростков, сохранение здоровья будущих матерей и отцов является общегосударственной задачей, имеющий межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Острейшие проблемы глобальной безопасности, касающиеся каждого жителя планеты, национальные проблемы, затрагивающие каждого гражданина России, предопределяют срочную корректировку направленности отечественного образования.
Особую актуальность, данная проблема приобретает, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости.
Особое место и ответственность в организации пространства отводится образовательной системе, которая должна сделать педагогический процесс в интернатном учреждении безопасным. А также в связи с тем данная категория лиц является наиболее уязвимой, и в тоже время составляет основную массу лиц с девиантным поведением. При этом реализация стратегии организации безопасного пространства не возможна без выработки единого подхода системы образования и других социальных институтов, обеспечивающих социализацию и адаптацию личности ребенка-сироты к построению данного процесса. Особенно это касается учреждений интернатного типа, находящихся в приграничных районах, где существует проблема этнических, религиозных, политических конфликтов.
Одной из целей образования детей - сирот в таких районах должно явиться воспитание культуры поведения, в основе которой лежит сознательно выбранное ценностное отношении ребенка к личной и общественной безопасности, формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в толерантности, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.
Актуальным становится поиск новых педагогических условий и подходов формирования культуры безопасной жизнедеятельности детей-сирот в условиях школы интерната.
Для реализации данных условий на наш взгляд необходимо применение не только заниевой парадигмы, но компетентностного подхода, который будет обогащать, и модернизировать традиционный для российских специализированных школ подход к целям и содержанию образования детей- сирот.
Компетентностный подход - это подход, peaлизующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется не на усвоение суммы информации (сведений), а на способность человека самостоятельно действовать в различных ситуациях, применяя имеющиеся знания и накапливая новые. Он включает в себя два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом первое из них включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений и навыков, владение способами деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а втрое соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Среди образовательных компетенций выделяют ключевые компетенции, реализуемые на межпредметном уровне. Они многофункциональны и надпредметны и многомерны. Принято выделять познавательные, опрационно-технологические, эмоционально-волевые и мотивационные компетенции.
Одной из главных задач в овладениями различными знаниями, в том числе и знаниями в области безопасного поведения является создание условий для формирования у ребенка опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.
В ходе формирования культуры безопасной жизнедеятельности у детей-сирот в условиях школы интерната необходимо выделить следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Введение компетентностого подхода в процесс формирования культуры безопасности жизненедеятельности требует серьезных изменений в содержании образования и в осуществлении процесса обучения в условиях школы интерната.
Так на наш взгляд целью обучения должен стать не просто процесс передачи знаний, достижение учащимся определенного результата. Необходимо изменение форм и методов организации занятий, обучение должно приобрести деятельностный характер с акцентом на обучение через продуктивную работу в малых группах, развитие детей-сирот самостоятельности и личной ответственности за принятие собственных решений.
Другое о образовании:
Общая характеристика и методика проведения кружковых занятий по математики
Математический кружок – это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружков работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь ввиду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъ ...
Особенности психологической зависимости от азартных игр
Азарт – это многосистемный и патологически воздействующий фактор, но только для людей предрасположенных к этому виду зависимости. Для человека, подверженного этой болезни, потери которого в семейных отношениях, моральном и душевном здоровье, а также в финансовой сфере – не останавливают, игра на ап ...
Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной
к школе группы детского сада
Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек: 1. Асинов Руслан 2. Безотечество Влад 3. Бузова Алина 4. Вилькис Ромас 5. Дёрина Кристина 6. Зеленский Фёдор 7. Каменев Фёдор 8. Коломыч ...