В смысле сказанного, развитие в профессии - это всегда проблема субъекта, самоопределяющегося на пересечении названных осей, это проблема ответственности и риска, это проблема идентичности и гарантий осуществления деятельности, это проблема "шага развития", обнаруживаемого при смене поколений (В.Н.Шубкин-М.Х.Титма); это, в конце - концов, проблема поступка. В связи с отмеченным, естественно возникает вопрос: а что из себя представляют эти ценностные рамки - пунктирные границы пространства развития? Ответ - тоже очевиден; прежде всего - о н и м е н я ю т с я….Каждому ребенку, рожденному в определенной социальной группе, суждено разделить с этой группой все эти атрибуты общественной жизни, и в то же время, никто из детей появившихся на свет на другом конце Земли, никогда не удостоится и тысячной их доли.
Из повседневных и специализированных целенаправленных наблюдений за детьми педагогов, возможно с большой долей достоверности, выделить некоторые обще-характерные черты поведения и умения держать себя в обществе сверстников и взрослых; это во-первых, предсказуемость реакций во взаимодействии со значимым взрослым, иными словами – послушание, четко выстроенная система реакций, то есть полное принятие и соблюдение ребенком норм и правил внешней организованности, уверенность в том, что значимый взрослый всегда прав. Это, во-вторых, избегание выбора, за которым следует ответственность. В пиковых ситуациях повседневной жизни учительские дети более других предпочитают действовать по заданному нормативу, не рискуя выбирать из неизведанных и, тем более - не пытаясь создавать новые – «собственные» образцы и нормативы. Примечательно и то, что более половины учительских семей, чьи дети выбирают профессию родителей, можно считать проблемными, а около трети - неустроенными или распавшимися. И, наконец, в третьих, - в относительно немногочисленном контингенте учительских детей, - в общем массиве выбравших профессию за год до окончания школы их доля не превышает 12-15 процентов, имеется еще одна неожиданная черта, - выбор профессии учителя учительскими детьми возникает из собственной школьной практики, и - на три-четыре года ранее, чем по другим профессиям. Не комментируя здесь и теперь отмеченные черты, позволим себе предположить их происхождение из еще, как минимум, двух, весьма негативных граней педагогической профессии.
Первое. Работа в школе чревата эмоциональным выгоранием. В том, что учитель вынужденно «тратит себя» на работе, - нет сомнений, - это, по-видимому, не требует дополнительных аргументов. Как и в некотором множестве профессий, учитель поддерживает плотный эмоциональный контакт с большим количеством «еще не взрослых», т.е. нуждающихся в эмпатии, людей. Согласно концепции М. Буриша в развитии синдрома психического выгорания можно выделить шесть фаз. Анализируя данные фазы развития синдрома психического выгорания, можно отметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. И если первоначально работа является главной ценностью и смыслом жизни профессионала любого педагога, то «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». По мнению К.Маслач, помимо заниженной (завышенной) самооценки, в крайних проявлениях - это еще и цинизм (деперсонализация отношений) и редукция профессиональных достижений. По нашему мнению, учитель, проработавший в школе хотя бы пять-шесть лет, оказавшийся в состоянии эмоционального истощения и выгорания, как правило, скрывает это, как недостойное обсуждения, даже с коллегами. В школе, - но не дома, где вся эта, обратная сторона профессии транслируется на детей и близких.
И, - второе. Реалии современной отечественной действительности, а именно - дезориентация духовной жизни, кризис экономики, неспособность федеральной и региональных властей достойно оплачивать труд учителя, естественным образом подвигают работников образования, пропорционально их квалификации и возможности трудоустройства за пределами школы, - к поиску новых мест работы. В школе сохраняются кадры, не только более низкой квалификации, но и специалисты, возможности в профессиональном трудоустройстве которых либо крайне невысоки (учитель литературы), либо, применимы только в школе. В непосредственной связи с отмеченным, у более чем половины учителей какая-либо мотивация труда и присутствия в школе в качестве педагога современными средствами психологической диагностики мотивации вообще не просматривается.
Другое о образовании:
История и перспективы экологического образования
проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских д ...
Воспитательные традиции мусульман
В мусульманской семье воспитание детей является одной из главных ее составляющих. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование – лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребенка и обращенная к его разуму. Воспитание – это постепенное, шаг за шагом, развитие ре ...
Соли аммония
Соли аммония – сложные вещества, в состав которых входят катионы аммония NH4+, связанные с кислотным остатком. Физические свойства Кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Получение Аммиак (или гидроксид аммония) + кислота. NH3 + HNO3 → NH4NO3(нитрат аммония) 2NH4OH + H2SO4 → ...