Формирование у старшеклассников навыков целеполагания и мотивов самоопределения

Новая педагогика » Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов » Формирование у старшеклассников навыков целеполагания и мотивов самоопределения

Страница 1

На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности. У многих учащихся обнаруживается отсутствие проектов собственного будущего, отсутствие целей, а также неумение планировать свою деятельность.

Формирование таких навыков целеполагания включает в себя два составляющих :

а) Актуализация и структурирование учебных и профессиональных целей учащихся;

б) Обучение навыкам постановки целей

В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль. Будет ли человек натыкаться на неожиданные препятствия, находится в подвешенном состоянии или стоять на распутье выбора, зависит от четкости, ясности выбранной цели и подробного и обоснованного плана ее достижения.

Цель играет в жизни человека решающую роль. Если, поставив себе цель, вы не получаете в конечном итоге удовлетворения – знайте: вы насилуете свою природу, приносите себе вред, идете не по правильному пути. И на оборот. Радость, которую вы испытываете от преодоления препятствий – это сигнал о том, что вы действуете в правильном направлении.

Вот почему главное в жизни – уметь правильно выбрать цель, направить на ее достижение волю.

Что же такое цель?

Цель – это образ желаемого результата, специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, качественная цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но в отличие от мечты она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Самый важный шаг – постановка целей. Если удастся сосредоточиться на цели, гораздо легче отыскать пути к ее достижению. Это важно как в жизни вообще, так и в профессиональной деятельности тем более.

Существует два вида целей:

Глобальные цели, то есть те, которые вы рассчитываете достичь через продолжительный период времени.

Текущие цели, то есть те, для достижения которых вы принимаете конкретные решения.

Наряду с навыками целеполагания необходимо формирование и мотивов профессионального самоопределения.

В данном вопросе хотелось бы раскрыть особенности формирования и развития мотивационной сферы профессионального самоопределения, познакомить с этапами и условиями, методами и средствами ее формирования, а так же отметить характеристики критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению и их показатели готовности школьников к профопределению. Традиционно под мотивацией понимаются побуждения вызывающие активность и определяющие ее направленность. Предмет деятельности есть ее действительный мотив. Разумеется, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, мысли. Главное, что за ним всегда стоит та или иная потребность. Переживание, являющееся источником действия, побуждением к нему, выступает как его мотив. В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида.

Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл. Эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и исполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции. Условно их называют мотивами-стимулами.

Формирование мотивации имеет два механизма:

Первый из них заключается в том, что сложившиеся или специально организованные воспитателем (педагогом) условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности: - умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; - самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; - умение осуществ ...

Оценивание работы учеников в Германии
Изменения обучения в начальной школе связаны с новым пониманием того, что является благоприятным для обучения и как оценивать работу учеников. Теперь фокус делается на поддержке каждого отдельного ученика в раскрытии всех своих возможностей, руководствуясь требованиями образования в данном классе. ...

Физика колебаний. Свободные колебания
Хорошо известно, что в ряде случаев тело, получившее некоторое возмущение и предоставленное самому себе, после этого совершает колебания. Хотя такие свободные колебания сами по себе редко используются в технике, знакомство с ними необходимо, поскольку их роль в колебательном процессе чрезвычайно ва ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru