Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

Страница 2

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В ос­нову своей воспитательной системы творческого развития лично­сти В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинско­го в качестве директора школы и учителя позволила ему сформу­лировать совокупность принципов, которые должны быть поло­жены в основу формирования школьного коллектива: организа­ционное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство от­ношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; со­здание и заботливое сохранение традиций, передача их от поко­ления к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным кол­лективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональ­ное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.

С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изу­чались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллек­тиву в силу изменившихся социально-политических условий про­явился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием обще­ства. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и лично­сти на психологическом уровне, структурой и становлением сис­темы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе бо­лее высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее от­расль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирую­щей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания кол­лектива и использования его возможностей для гармоничного раз­вития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного вли­яния на личность не непосредственно, а опосредованно через кол­лектив.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм органи­зации, методов сплочения и формирования воспитательных кол­лективов (Т. Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельно­сти (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности кол­лектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.). Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Ку­ракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как свое­образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для обще­ства детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ре­бенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обита­ния и освоения опыта, накопленного предшествующими поколе­ниями.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Развитие мышления и речи на уроках математики
Способность четко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия и рабочий, ученый и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Вот почему вопросы развития мышления и речи являются одними из основн ...

Изучение особенностей формирования пространственно временных представлений у старших дошкольников с ТНР
Экспериментально исследование сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у их нормально говорящих сверстников проводилось на базе дошкольных учреждений ГОУ «Ясли-сад № 1» г. Белоозерска, ГОУ «Ясли-сад № 4» г. Белоозерска в период с 01.09.2010 по 20.05.20 ...

Сущность нарушения при детском церебральном параличе
ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями само ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru