При определении предпосылок формирования потребности в речевом общении следует учитывать компенсаторные возможности мозга ребенка. При раннем органическом поражении мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто. Известно, что особенности, расстройств речи при органических поражениях головного мозга зависит прежде всего от локализации и распространенности мозгового поражения. Наиболее выраженные речевые нарушения часто возникают при поражении корковых отделов мозга, особенно лобных, височных и теменных долей левого полушария. Качественная характеристика речевых расстройств при повреждении различных отделов головного мозга является неодинаковой.
Следовательно, при анализе речевых нарушений в зависимости от преимущественной локализации мозгового поражения необходимо учитывать большие компенсаторные возможности развивающегося детского мозга. Таким образом, возможности компенсации и развития речевой деятельности во многом зависят от времени начала целенаправленных коррекционно-логопедических мероприятий. Многие авторы утверждают, что логопедические занятия, начатые в период наиболее интенсивного развития головного мозга являются наиболее эффективными. Этот факт объясняется тем, что коррекционно-логопедическая работа включает в активную деятельность различные мозговые системы, тем самым ускоряет их созревание и способствует компенсации тех или иных речевых нарушений. Поэтому раннее начало коррекционно-логопедических мероприятий по формированию потребности речевой коммуникации у детей с умеренной отсталостью имеет большое значение и во многом должно определить прогноз каждого случая.
По мнению Е.Н. Винарской средства эмоционального воздействия на детей с умственной отсталостью должны быть дифференцированы в зависимости от качественной структуры дефекта, т.е. при формировании коммуникативной функции речи таких детей речевое поведение логопеда должно отличаться богатством национально-специфических эмоционально-выразительных форм.
При определении содержания коррекционно-логопедических занятий по формированию коммуникативной функции речи у детей с умственной отсталостью рекомендуется учитывать структуру речевого дефекта, особенности личности ребенка и обязательно тесное взаимодействие и единство всех компонентов речевой функциональной системы – фонетического, лексического, морфологического и синтаксического. При этом импрессивная и экспрессивная речь должны формироваться в единстве, т.к. у данной категории детей появлению экспрессивной речи предшествует понимание речи. Для достижения поставленных задач логопед должен сознательно сопровождать речью и эмоционально – выразительными формами каждое действие, которое он показывает ребенку.
Формируя побуждения к речи и развивая потребность в коммуникации, необходимо учитывать, что ребенок учится речи как средству коммуникации и познания в общении со взрослыми. С помощью взрослых регулируется деятельность и поведение ребенка. Поэтому на логопедических занятиях с глубоко умственно отсталыми детьми в степени имбицильности нужно учить их вслушиваться в речь, подчинять свои действия речевой инструкции, словесно отвечать на вопрос, а для этого необходимо эмоционально – выразительно поощрять любую речевую попытку, независимо от правильности оформления речи.
Другое о образовании:
Причины возникновения дислексии
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе? Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных ...
Идея относительности в кинематике
Формирование представления о механическом движении невозможно без введения понятия о системе отсчета. Чтобы описать движение тела, т. е. его перемещение в пространстве относительно каких-то других тел, с этими телами жестко связывают систему координат и часы для отсчета времени. В классической меха ...
Место географии в профильном обучении
Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под ...