Пути внедрения результатов исследования

Страница 2

Естественно, что выбор методов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирический или теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическое прикладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.

Можно указать на ряд характерных ошибок при выборе методов:

· шаблонный подход к выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач и условий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например, анкетного опроса и социометрии;

· игнорирование или недостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному;

· неумение из отдельных мётодов составить целостную методику, оптимальным образом обеспечивающую решение задач научного поиска.

Любой метод сам по себе представляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать, конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиям поисковой работы.

Наконец, нужно подумать о таком сочетании исследовательских методов, чтобы они удачно дополняли друг друга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможность результаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой. Например, результаты предварительных наблюдений и бесед с учащимися полезно уточнить, углубить, проверить, анализируя результаты контрольных работ или поведение учащихся в специально созданных ситуациях.

Сказанное позволяет сформулировать некоторые критерии правильности выбора метода исследования:

1. Адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования. Накопленному материалу.

2. Соответствие современным принципам научного исследования.

З. Научная перспективность, т. е. обоснованное предположение о том, что выбранный метод даст новые и надежные результаты.

4. Соответствие логической структуре (этапу) исследования.

5, Возможно более полная направленность на всестороннее и гармоническое развитие личности обучаемых, потому что исследовательский метод во многих случаях становится методом образования и воспитания, т. е. «инструментом прикосновения к личности».

6. Гармоническая взаимосвязь с другими методами в единой методической системе.

Все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Психолого-педагогические основы игровых технологий
Сущность подготовки студентов к использованию игровых технологий мы рассматривали, опираясь на концепцию профессионально-педагогической подготовки, разработанную А.А. Орловым. Профессионально- педагогическая подготовка будущих учителей в рамках этой концепции понимается как процесс и результат осво ...

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деят ...

Организация элитного образования
Овладение высшем образованием в университете предполагает подготовку специалиста качественно нового типа – специалиста-исследователя, способного, используя накопленный личностный потенциал и полученные компетенции, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. Вырастить элитного спе ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru