Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами.
Нами было проведен эксперимент, позволяющий выделить особенности развития сенсорно – перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. С этой целью мы использовали такой метод как наблюдение, констатирующий и обучающий эксперимент. При проведении исследования использовались модернизированные методики, предложенные А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, Г.А. Урунтаевой и С.Д. Забрамной.
В исследовании участвовали 6 детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в возрасте 8-10 лет (УО «Антопольская государственная вспомогательная школа – интернат»). Для сравнения результатов в эксперименте участвовали 15 детей с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 5—6 лет (ГДУ «Антопольский ясли-сад»), а также 10 детей с легкой интеллектуальной недостаточностью в возрасте 7—8 лет (УО «Антопольская государственная вспомогательная школа – интернат»).
Особенности сенсорно-перцептивного развития целесообразно изучать в два этапа. На первом этапе
проводится наблюдение за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов (проводит воспитатель), с целью изучения двигательной сферы и процессов восприятия, а на втором - индивидуальный психолого-педагогический эксперимент (проводит учитель-дефектолог, педагог-психолог), направленный на изучение особенностей восприятия и использования изобразительных инструментов и материалов.
Основными задачами наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов являются:
✓ изучение состояния потребностно-мотивационной стороны совершаемых детьми сенсорно-перцептивных действий;
✓ выявление состояния операционально-технической стороны реальных и бытовых действий.
В ходе наблюдении за режимными моментами изучаются:
· наличие продуктивного контакта с детьми;
· способность к включению в целенаправленную деятельность;
· выполнение элементарных действий по подражанию, жестовой или словесной инструкции;
· уровень развития действий, направленных на обследование предметов в процессе занятий, игр, приема пищи, одевания, умывания;
· учет внешних признаков предметов, включенных в деятельность;
· выявление моментов речевого и невербального общения детей друг с другом и со взрослыми.
Наблюдение за свободной деятельностью детей проводится в игровом уголке в процессе их деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Задачи наблюдения: выявление наличия самостоятельной деятельности детей и выявление уровня развития действий с игрушками.
Наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволяет определить оптимальное содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение особенностей сенсорно-перцептивного развития детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью на втором этапе
Другое о образовании:
Технологии развития креативности педагога
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Любая творческая деятельность, в конечном счете, всегда замыкается на лич ...
Университеты в Канаде
Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, ...
Причины стойких нарушений письма и условия их компенсации
Е.А. Яструбинская пишет, что в основе возникновения стойких "нелепых", часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины. Причины стойких нарушений письма и чтения: 1) Социально-экономического характера: А) слабая готовность ребенка к школ ...