Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста » Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Итак, для успешного развития музыкального восприятия дошкольников первостепенное значение имеет музыкальный репертуар. В настоящее время назрела острая потребность в его обновлении, разработке новых педагогических методик и технологий развития музыкального восприятия, опирающихся на достижения современной музыкальной психологии и музыкознания.

Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям – художественности и доступности. Серьезный и вдумчивый подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. О важности высокой художественности предлагаемого детям репертуара говорила известный музыковед В. Н. Шацкая: «С самого начала мы должны, работая с детьми, иметь дело с искусством, а не с жалкими суррогатами его».

«Музыкальная деятельность» программы «Пралеска» позволяет выделить направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия ребенка, которые должны отвечать требованию художественности.

Направление, которое можно считать ведущим принципом развития музыкального восприятия детей, – это приобщение дошкольников к миру классической музыки. В прежних традиционных программах музыкального развития в детском саду мир классической музыки был чрезвычайно узок. В целом дети оказывались погруженными в своеобразную субкультуру, характеризующуюся определенным примитивизмом и упрощенчеством. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма – Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д.

Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века – М. И. Глинки, П.1 И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др.

Бытует мнение музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой. Музыкально-эстетическое воспитание будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить детей с народным музыкальным искусством и лучшими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка. В соответствии с программой «Пралеска» дети должны слушать высокохудожественные образцы, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность.

Второе требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару для детей,- доступность. Ее можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на «три кита» – песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д. Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы дети не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Легко доступны дошкольникам танцевальная и маршевая музыка. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально- ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели подбирается репертуар классической музыки .

Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщение их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности для использования высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работу с детьми по выработке музыкально-ритмических движений можно включить самую разнообразную танцевальную музыкальную классику: танцевальные пьесы И. G. Баха и В. А. Моцарта (гавоты, менуэты, буре, экосезы, полонезы), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, И. Штрауса, балетную музыку П. И. Чайковского.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Развитие творческих способностей через обучение решению текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...

Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников
Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связ ...

Основные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методы обучения художественному труду имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью младших школьников: характером технических процессов и трудовых операций; развитием политехнического мышления, технических способностей; формированием обобщающих политехнических знаний и умен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru